Ох, непростое это дело — быть учителем-дефектологом. Вся жизнь и работа — служение детям. Разным: и трудным, с различными вегетативными и функциональными нарушениями, и здоровым, но плохо обученным речи.
Обстоятельства современности диктуют свои законы: технократическое общество все больше порождает безграмотных, логопатических, косноязычных детей. Неудачи ребенка в социуме влекут за собой личностные проблемы: замкнутость, неуверенность в себе, ограниченный кругозор. Ребёнок перестаёт дерзать, он несчастен и, как следствие, самоутверждается по-другому.
Все чаще возникает примета дня: дети растрачивают жизнь у телевизора, постигая вульгаризмы из сериалов (например «Кадеты», «Моя прекрасная няня» и т.д.), зарубежных мультфильмов или компьютерных игр. Вот ещё наблюдение: родители круглосуточно заняты бизнесом, а их маленькие дети в это время слушают «гаканье» или другую нерусскую речь любвеобильных нянь-гастарбайтерш. Все больше детей не знают, что такое мамино чтение на ночь. Потом школа. И вопросы: «Откуда косноязычность и пустые глаза у детей?». Стремительно пролетает букварный период, где «галопом по Европам» проходит формирование буквы-звука (в день одна-две буквы), а параллельно идет обучение чтению кондовым методом, по слогам. И вот готов продукт нового поколения. Дальше родители в ужасе от «умений и навыков» своего чада и начинают метаться в поисках опытного преподавателя по русскому языку.
Но педагогический опыт доказывает, что с речевыми проблемами ребенка лучше справляется опытный учитель-дефектолог. Даже если ребенок конгениален и внятно говорит, то у него все равно могут быть проблемы фонематического характера, которые ведут к неадекватности восприятия речи. Особенно у дошкольников! Особенно в начальной школе! И чаще у леворуких детей. А если подзапустить ребенка, то к 5-8 классам эта проблема оформляется в стойкое отставание по русскому языку и другим гуманитарным предметам школьной программы.
Практика свидетельствует, что учитель-дефектолог с его уникальной методикой и неординарным подходом к детям успешно интегрируется в учебный процесс массовой школы, так как внимательнее может всмотреться в ребенка, понять его проблемы, оказать правильную психологическую помощь.
Опытный дефектолог способен:
-
быстро находить с ребенком контакт и поддерживать дружескую, домашнюю атмосферу занятий;
-
работать с дошкольниками и школьниками по любой программе, успешно организуя учебное пространство;
-
учить читать и писать нетрадиционными методами;
-
сформировать четкое произношение и корректировать дефектное;
-
проводить интенсивные занятия, направленные на комплексное устранение проблем сенсорики;
-
работать с разными возрастными категориями по индивидуальной программе.
Советы родителям:
-
не бойтесь обращаться за помощью к учителям-дефектологам;
-
самостоятельно не учите читать детей, не зная прогрессивных методик;
-
и, наконец, помните, что плохое чтение ведет к вопиющей безграмотности. А если нет грамотного языка, то нет и мысли.
Обучение речи — достаточно долгий и кропотливый процесс. Потому не надо думать, что за семь занятий рождаются новые дети.
Журина Татьяна Ивановна, учитель-дефектолог.
Источник: www.repetitors.info. |