Московские школы переживают вторую волну информационной революции (первой было их тотальное подключение к интернету). На этот раз в бой идут карточные технологии. С 1 сентября количество школ, использующих для организации своего быта так называемую карту школьника, по сравнению с сентябрем прошлого года увеличится в три с лишним раза. Дети с удовольствием предвкушают получение первого взрослого атрибута, даже не подозревая, как сильно безобидные куски пластика изменят их жизнь. Типичные школьные шалости - украсть журнал, "забыть" рассказать о вызове родителей в школу или коллективно заморочить учителю голову заклинанием "А вы нам этого не задавали!" - больше не пройдут: у электронного "большого брата" все ходы записаны.
Обед по карточке
Для информационного прогресса нет ничего "святого" - например, он покушается на карманные деньги, выдаваемые детям на завтраки и обеды. Теперь со смаком потратить их на вредные чипсы или "Макдоналдс" (а то и сигареты или пиво) не удастся: деньги на еду родители будут класть на карточку, а проесть их можно будет только в школьной столовой. Процесс проедания выглядит гораздо затейливее обычного: карточку нужно приложить к одному из информационных киосков (компьютеры с сенсорными экранами стоят у входа в столовую и похожи на платежные терминалы), выбрать съестное из высветившегося меню, потом снова приложить пластик к считывающему устройству (ридеру), расположенному на раздаче. В общем, никакой свободы питания: мало того что выбирать придется только из скучного правильного меню, так еще и съесть чужой обед нельзя (на мониторе у буфетчицы кроме списка выбранной еды высвечивается фотография едока) или накормить по своей карточке полкласса (родители могут установить лимит потраченного - например, не более 100 рублей в день). Правда, есть и приятная опция - кроме сегодняшнего меню на экране высвечивается завтрашнее. Можно заказать еду на завтра - чтобы привезли не котлету с картошкой, как всем, а рыбу с гречкой - специально для тебя.
Электронный дневник
Этим вмешательство электроники в личную жизнь школьника не ограничивается. Информационно-аналитический центр департамента образования (ИАЦ) предлагает систему электронных сервисов. Школа может открыть на его сервере собственную страничку - что-то вроде сайта школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги и родители получают логины и пароли и могут заходить на нее через интернет. И вот тут-то даже привычное родительское "покажи дневник" становится неактуальным - родители сами зайдут и посмотрят отметки в электронном дневнике. Причем с комментариями учителя ("Маша съехала по алгебре - получила пять с минусом" или "Коля хорошо потрудился - у него уже три с плюсом по физике"). Про родительское собрание или про грозное приглашение "Отца - к директору!" "забыть сказать" уже не получится - сами узнают, получив sms или е-mail.
Прогулять не получится
Если школа вступила в карточную эру по полной программе, то без карточки ученику - никуда. Пришел в школу - отметься на входе, приложив ее к карточному устройству или пройдя через специальную рамку, способную считывать до 6 карточек одновременно (такая рамка решает проблему турникетов, порой создающих очереди на вход в школу). Родители тут же получат sms: "Ваш ребенок пришел в школу" (ужас - даже урока как следует не прогуляешь). Не отметился - в школе тебя вроде бы и нет. Поесть нельзя, оценку в электронный журнал не получить (а вдруг хорошая - обидно), книгу в библиотеке не взять. Так что "терять" пластик, который держит тебя на крючке, как опасались оппоненты нововведения, просто невыгодно. Если все-таки карточку потерял, ребенку выдадут временный код, пока изготавливается новая. Кстати, скачок в информационную эру для родителей бесплатен - все оборудование ставится за счет городского бюджета.
Впрочем, говорить о тотальном контроле и засилье "большого брата" в московских школах пока рано - информационно продвинутых школ в столице пока всего 191 (примерно каждая седьмая). В департаменте надеются, что до конца года прибавится еще около сотни. Но в ИАЦ считают, что лучше не форсировать события: директор и педагоги должны дозреть до понимания необходимости электронных технологий - как минимум, перестать относиться к ним как к "баловству". Ведь именно педагоги-предметники должны будут привыкнуть дублировать классный журнал в интернете или вывешивать домашние задания (в электронных сервисах есть и такая опция). Иначе ничего, кроме недоразумения, не получится. Кстати, дети в отличие от взрослых обычно с восторгом принимают всяческие гаджеты, мгновенно их осваивают, а если надо, всегда найдут способы обеспечить себе в отношениях с ними "дружественный интерфейс"...
Нужен ли детям киберсторож?
Виктория Волошина, PRO:
Не понимаю, как наши родители обходились без мобильных телефонов? Моя дочь-семиклассница отзванивается по нескольку раз в день - ей не трудно, а мне спокойнее. По тому же мобильному, подключив специальную опцию, я всегда могу узнать, где она находится, если вдруг что...
Конечно, дети растут, и поводок, на котором их держат родители, должен с годами удлиняться - мы же не хотим, чтобы они выросли инфантильными. Но пока они еще школьники, пока они так малы и уязвимы от мира, в котором живут, а Москву вряд ли можно назвать самым безопасным городом на земле, я хочу хотя бы знать, что дочь делает, где находится, что ест в школьном буфете, какие оценки получает - в дневники их почему-то выставляют далеко не все... И в этом смысле инициативу столичного ком-образа поддерживаю.
Другое дело - как эти знания использовать. Умный родитель, помня, что и он в свои лучшие годы прогуливал уроки, не будет использовать эту информацию, чтобы тиранить ребенка. А глупый и без sms из школы найдет поводы для лишних нравоучений и придирок.
Есть и еще один плюс в школьной "кибернетизации". Уже сегодня дочь гораздо лучше меня общается с компьютером, всякими ipotами и тем же мобильным - они родились с "мышкой" в руках. Так что я не удивлюсь, что наши детишки очень скоро найдут способ объегорить "большого электронного брата". И мы, родители, набрав свой логин и пароль для входа в электронный школьный журнал, попадем вовсе не на ту страничку, где выставлены истинные оценки, а совсем на другую. Точно так же, как некоторые из нас в свое время имели два дневника: для школы и для дома. Значит, как минимум по информатике у современных школяров будут пятерки. Что тоже неплохо - в жизни пригодится.
Юлия Игнатьева, CONTRA:
Есть такой миф. Если ребенок строго следует указаниям учителей и родителей - вырастет здоровым и богатым. Если поступает по-своему - ждут его пьянство, наркомания и секс в подвалах. То, что это именно миф, подтверждается на каждом шагу - особенно ярко на встречах одноклассников. Но многие взрослые все равно этому верят. И давят, давят на детей...
Бывают, конечно, дети-пластилинки - им любое давление в радость, лепи из них что хочешь. Они и в туалет согласны ходить под присмотром. Но большинство не такие. Это большинство должно иметь право соврать учителю, утаить нечто для него важное от родителей, выпадать время от времени из-под контроля. Да хотя бы прогулять пару уроков в году - ведь бывают же обстоятельства за пределами школы, которые никак нельзя пропустить! Мы, взрослые, то и дело "интерпретируем" истину, беседуя с ребенком. А чем они хуже? Почему подросток не может потратить выданные папой деньги так, как ему хочется, а мама - может? Почему подросток чуть ли не преступление совершает, когда, сказав, что пошел в школу, отправляется в кино. А если папа вместо работы навещает какой-нибудь запретный адрес - это его личное дело. Давайте и на маму, и на папу напустим "большого брата". Будем все, как условно-досрочники в Америке, ходить с электронными браслетами на ногах - честные и прозрачные, но скучные и злые.
Дети без того сражаются с миром в одиночку: большинство родителей заодно с учителями, большинство учителей детей не уважают. Так оставьте же им хотя бы иллюзию свободы на те короткие минуты, когда они не на глазах - не дома и не на уроке. Источник: http://www.inauka.ru |