Среда, 24.04.2024, 03:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории каталога
Техника [1]
Физика [1]
Наш опрос
Какой школьный предмет вам больше всего нравится (нравился)?
Всего ответов: 437
Форма входа
Поиск
Ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Физика Информатика Астрономия Татар теле Технология
Главная » Статьи » Техника

Странная история удивительного самолета

Когда в начале Второй мировой войны один английс­кий летчик заявил, что в воздухе его преследовал само­лет без винта, его отправили к врачу. Потом, правда, ра­зобрались: самолет был реактивный. Но в 1947 году по полю одного из московских аэродромов с мотоциклетным треском бойко бегал самолет, не имевший ни винта, ни реактивного двигателя (рис. 1).

 

Звук не обманывал. На самолете действительно стоял мотор от мотоцикла М-72. Но он приводил в действие не винт, как положено, а заставлял вибрировать тонкую обте­каемую пластину, расположенную перед крылом. Она-то и двигала аппарат. Создал столь удивительный самолет стар­ший инженер кафедры аэродинамики МАИ А.И.Болдырев.

Еще в 1940 году он начал изучать работу системы, со­стоящей из крыла и расположенного перед ним узкого, тонкого и длинного колеблющегося крылышка — пред­крылка. Его колебания создавали систему вихрей, бегу­щую по поверхностям основного крыла, в результате чего получалась тяга. Работа предкрылка изучалась и в аэро­динамической трубе, и на летающих моделях. Результа­ты этих исследований позволили создать принципиально новый движитель с уникальными свойствами.

 

При мощности мотора всего 22 л.с. колеблющийся предкрылок создавал тягу 90 кг, на что был бы спо­собен лишь винт диаметром около трех метров. Но са­молет Болдырева был совсем маленький — размах крыльев всего 6 метров при весе 290 кг. Трехметро­вый винт на нем бы просто не поместился.

Судя по результатам, крыло с вибропредкрылком могло бы служить основой для летательных аппаратов вертикального взлета (АВП), которые стали бы силь­нейшими конкурентами вертолета. Для этого было до­статочно развернуть крыло самолета Болдырева верти­кально.

 

Вращающийся винт вертолета требует для взлета и посадки больших открытых площадок и просто опа­сен для окружающих, ведь концы его лопастей дви­жутся со скоростью звука. Аппарат же вертикального взлета, оснащенный колеблющимся предкрылком Болдырева, мог бы садиться на тесных улицах города и даже в лесу.

Такой аппарат давно ждут военные. Он крайне не­обходим всевозможным спасательным службам горо­да, улицы которого постоянно забиты автомобилями.

 

После того как самолет Болдырева был испытан на земле, его не выпустили в полет, а передали в Цент­ральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) для повторных исследований.

И вдруг вокруг самолета стали твориться непонят­ные вещи. В механизме работы предкрылка сломалась шестеренка, и на этом основании испытания от­ложили. Но гигантская организация на протяжении, по крайней мере, двадцати лет (далее след теряется) так и не смогла ее заменить, а самолет так и не был испытан.

 

На этом злоключения крыла Болдырева не закончи­лись.

В 1952 году по проекту М.А.Кузакова, изобретате­ля, авиаконструктора и пилота-профессионала, был построен учебный планер. Он оказался столь удачен, что его начали выпускать серийно. На один из пла­неров поставили мотор и винт (рис. 2). Получился мотопланер, способный уверенно летать при отсут­ствии столь нужных обычному, безмоторному, пла­неру восходящих воздушных потоков. Но самостоя­тельно взлетать он не мог, и Кузаков совместно с Болдыревым в 1956 году поставили на планер ко­леблющийся предкрылок.

 

Этого оказалось достаточно, чтобы планер с тем же мотором стал взлетать с земли, как самолет. Ожи­далось, что при взлетном весе 240 кг он сможет ле­тать со скоростью 130 км/ч на расстояние до 440 км. Страна могла обрести первый, в истории реально летающий самолет с кры­лом Болдырева, кото­рый с успехом можно было бы назвать и пер­вым летающим махоле­том. Но, как пишет ис­торик, «... прошедший наземные     испытания планер с вибропредкрылком стоял у ангара и вскоре был кем-то разрушен...». Это на прекрасно охраняе­мой-то территории аэродрома?! Нетрудно понять, что Болдырев, а точнее его вибропредкрылок, ока­зался кому-то очень неугоден...

 

Сведений о дальнейших работах в этом направле­нии у нас нет. Однако в книге Г.Васильева «Проблема полета моделей с машущими крыльями» (Москва, 1951 год) дан чертеж летающей модели А.И.Болдырева с колеблющимся предкрылком (рис. 3). Сообщается, что летала она хорошо. Модель приводил в действие мотор мощностью 0,25 л.с. Предкрылок располагался в средней части. Он состоял из четырех секций, соеди­ненных общим валом. Отогнутые вверх концы крыла обеспечивали устойчивость полета модели. На рисунке 5 дан профиль крыла и предкрылка модели. Этот же профиль был применен и в полноразмерном самолете Болдырева.

 

Колебательное движение предкрылка создавалось кривошипно-шатунным механизмом. Он состоял из кри­вошипа на валу мотора, шатуна и «кабанчика» — рыча­га, соединенного с колеблющимся предкрылком (рис. 4). Для получения достаточно значительной тяги механизм должен обеспечивать отклонение предкрылка на плюс-минус 13 градусов относительно плоскости крыла.

В обычных авиамоделях мотор служит для привода винта, который, благодаря своей инерции, накапливает энергию, необходимую для осуществления в двигателе такта сжатия и прохождения мертвых точек. Механизм вибропредкрылка энергии не накапливает. Поэтому на вал двигателя насажен маховик, чего обычно на авиамо­делях не делается. Он же служит и кривошипом. Кроме того, на маховике имеются два стержня, служащие для запуска мотора, который производился ударом пальца по одному из них.

 

Отметим, что отладка и запуск поршневого двигателя с маховиком самостоятельная и не простая задача. Нема­лые трудности должны возникнуть и при отладке работы самого предкрылка. Можно лишь догадываться, сколько труда вложил А.И.Болдырев, прежде чем его модель поднялась в воздух.

Мы с вами можем применить электромотор, который не требует маховика и не имеет проблем с запуском. Он позволит произвести отладку работы предкрылка модели хоть дома на письменном столе. В этот момент электро­мотор может получать питание через адаптер от сети. После того как этот этап работы закончится, можно от­править модель в полет на корде или с аккумуляторами на борту.

 

Модель самолета Болдырева в конце 50-х годов была построена Б.С.Блиновым. По рассказам очевидцев, она взлетала после очень короткого пробега с письменного стола почти вертикально.

Будем надеяться, что у вас тоже все получится.

Из журнала «Юный техник» №9 2005г. А.ИЛЬИН

Категория: Техника | Добавил: Admin (09.02.2008)
Просмотров: 5333 | Рейтинг: 4.6/9 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024 сайт Биклянской СОШ с.Биклянь. При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на biklyan.ucoz.ru обязательна. Дизайн: UcoZ-Design